Методы изготовления чучел. Пластические муляжи животных. Приготовление гипсовых форм
Заславский М.А.
"ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ В МУЗЕЕ"
(таксидермия, изготовление чучел позвоночных и рыб,
создание домашнего зоологического музея)
Глава 3
Методы изготовления чучел
Пластические муляжи животных
Отлив в пластике разного размера и вида рыб, земноводных, рептилий, мумий млекопитающих - наиболее прогрессивный метод создания точных копий тел животных, не покрытых пером, шерстью.
Фото. 32. Мумия магаданского мамонтенка.
Выполнена в пластике. Работа М. А. Заславского, 1985 г.
Зоологический музей АН СССР, Ленинград.
Искусство росписи муляжей животных с помощью кистей и краскораспылителя художественных масляных красок позволяет добиться наиболее близкого и выразительного внешнего вида слепка. Полиэфирная смола, эпоксидные смолы, поливинилацетатная эмульсия открывают широкие возможности создания тонкостенных, облегченных и очень прочных слепков (фото 31).
Фото. 31. Акулы.
Работы М. А. Заславского, 1959-1972 гг.
Зоологический музей АН СССР.
Слепки из стекловолокна на пластмассе.
Полиэфирная смола наиболее благоприятна для производства слепков крупного размера. Она отверждается за 1-3 ч и дает прочную и эластичную пленку вместе с наполнителем - белой сажей. Проклейка слоев смолы стеклотканью по гипсовой форме позволяет получить документальный, прочный и легкий слепок. Полиэфирную смолу отверждают после введения в нее гидроперекиси - изопропилбензола (гипериз) (6-8 г на 100 г смолы) и хорошо смешивают до полного растворения, затем в нее добавляют 3-5 г нафтената кобальта и всю массу еще раз хорошо перемешивают. Для работы не следует применять большого количества пластифицированной смолы. Лучше новую порцию (100-150 г) замешивать заново.
Следует помнить, что все перекиси и гидроперекиси взрывоопасны, поэтому при обращении с этими реактивами нужно быть предельно осторожными: не сотрясать посуду с перекисью, не стучать по ней, не пользоваться притертыми пробками для закупоривания стеклянной посуды с кристаллами перекиси, не вводить в смолу с гиперизом (если она плохо размешана) нафтената кобальта - может произойти взрыв.
Для замедления отверждения смолы следует уменьшить количество вводимого гипериза и нафтаната кобальта, это позволит более длительное время иметь в работе пластифицированную смолу, жидкую, как подсолнечное масло. Смола отверждается, переходя в желеобразное состояние, а затем в твердое при комнатной температуре в течение нескольких часов.
Эпоксидная смола имеет более густую консистенцию, отверждается введением в нее полиэтиленполиамина: на 100 весовых частей смолы 10-12 г полиэтиленполиамина; при полимеризации в нее можно вводить некоторое количество ацетона для приведения смолы в более жидкое состояние, при этом происходит выделение тепла и появление пузырьков.
Если необходимо замедлить процесс отверждения смолы, ее следует охладить в холодильнике, где она значительно медленнее будет полимеризоваться. Так же как и у полиэфирной смолы, отверждение может регулироваться уменьшением количества полиэтиленполиамина.
Поливинилацетатная эмульсия хорошо разводится водой, она отверждается 10% (от общего веса смолы) дибутилфталатом, который вводится в смолу при тщательном перемешивании. Полимеризация происходит при температуре +7 - +10°С в течение 10-15 сут.
Наслоение ткани на эмульсию может происходить многоразово в течение нескольких дней. Для производства тонкостенного слепка применяют следующие материалы: для полиэфирной и эпоксидных смол - белую сажу, как наполнитель можно гипс, мел (основной материал, из которого создается слепок, - стеклоткань); для поливинилацетатной эмульсии наполнители - белая сажа, гипс, мел (основной материал, из которого создается слепок, - редкая мешковина, марля).
Приготовление гипсовых форм
Прежде чем начать отливку гипсовой формы рыбы, необходимо удалить находящуюся на ее коже густую слизь 10%-ным раствором алюмокалиевых квасцов и промыть рыбу под струей холодной воды. Так же обрабатывают земноводных. Рептилии слизи не имеют, и их только обмывают под струей воды. У рыб необходимо отрезать у основания грудные плавники и хвост (акула), у крупных земноводных и рептилий - конечности. Рыб, рептилий, амфибий отливают с одной стороны или с обеих. Для этого их укладывают на бок в лунку мелкого песка, покрытого полиэтиленовой пленкой, или подкладывают под них пропитанную водой вату или мокрые куски ветоши, стремясь не деформировать форму тела рыбы. Первым слоем на тушку наносят сметанообразный гипс, который должен залить всю поверхность и все труднодоступные места. После того как он схватится, наносят второй, более густой слой и прокладывают в нем слоями пеньку, мокрый шпагат, нитки для укрепления формы. Если животное большое, лучше формовать его отдельными частями, армируя их проволокой или круглым железом (рис. 40, 41).
Рис. 40. Скульптурный метод моделирования крупных рыб (осетр, сом).
А - каркас для лепки рыбы; Б - опора для укрепления каркаса; В - укрепление опорной доски; Г - каркас подготовлен к лепке. Д - лепка фигуры в глине; Е - обработка формы и рельефа киянкой; Ж - примерка выделанной шкуры по глине. З - модель в гипсовой форме, зачистка шва; И - разборка формы: раздвижка раковин, заливка водой. К - расклиновка; Л - форма разобрана (сом). М - проклейка формы материалом, срезка борта. Н - сборка слепка. О - зашивание; П - оформление фигуры осетра. Р - оформление брюха и установка грудных плавников. С - укрепление хвостовых плавников, установка глаз.
Плавники рыб, конечности крупных рептилий или земноводных формируются отдельно: плавники - только с одной стороны, конечности - с обеих сторон. Из односторонней гипсовой формы легко извлекается натуральный объект.
При отливке второй стороны модели тело неминуемо будет деформироваться. Поэтому необходимо произвести ряд инъекций воды подкожно и внутримышечно для реконструкции деформированных мышц и тела животных - это легко произвести шприцем крупного размера с большой иглой. Только после того как будет восстановлена правильная форма тела животного, следует отливать другую половину. После отливки модели форма хорошо высушивается.
Рис. 41. Изготовление одностороннего чучела крупночешуйной рыб (барельеф).
А - плавники зафиксированы бандажами; Б - фиксация чешуи в 4%-ном растворе формалина. В, Г, Д - формовка. Е - разборка формы и извлечение модели. Ж - снятие кожи; З - укладка кожи в форму. И - заливка гипсом. К - укрепление рыбы на подставку; Л - установка глаз.
Пластическая отливка. В качестве покрытия гипсовой формы разделительной пленкой применяют нитро- и шеллачные лаки, создающие хорошую и прочную пленку. Лаки наносятся несколько раз по мере их высыхания. Стеариновой смазкой протирают стенки формы, а затем наносят легкий слой солидола. Создавая хорошую разделительную пленку по гипсовой форме, можно быть уверенным, что слепок из пластмассы будет легко извлечен из нее без дефектов.
Приготовление смолы. В стеклянную посуду вливают нужное количество пластифицированной смолы, добавляют в нее белую сажу (гипс, мел) и хорошо перемешивают массу. На стенки формы смолу наносят кистью или шпателем, следя за тем, чтобы она не скатывалась к середине формы, распределяясь равномерно по ее стенкам.
Второй слой смолы (без наполнителя) наносят на стенки формы и вклеивают после полимеризации первого слоя в нее слои заранее нарезанного кусками стеклопластика. В стенки слепка можно вклеивать деревянные шпангоуты (при широких размерах формы), куски дерева (в местах прикрепления конечностей и плавников), арматуру для подвеса или установки на подставку.
Для соединения обеих половин борта слепка их подгоняют напильником, затем склеивают стеклотканью на эпоксидной смоле или пластической замазкой (смесь белой сажи и пластифицированной эпоксидной смолы).
Плавники отливаются из тонкого стекловолокна на полиэфирной смоле, без наполнителя. При отливе конечностей крупной рептилии или земноводного проклейка слоев стеклоткани и использование пластифицированной смолы такие же, как при отливе тела животного. В конечности предварительно устанавливается арматура для закрепления. Сборка муляжа заключается главным образом в умении правильно установить плавники и конечности у рептилий.
Искусственные глаза лучше вставлять в слепок до его сборки, так как это позволяет подготовить под каждый глаз ложе из стеклоткани, заклеивая отверстие для глаза изнутри. Снаружи глаз оформляется как обычно, но только на пластической смоле.
Окраска муляжа. После того как слепок будет собран и установлен на постамент или подвешен, необходимо его расписать масляными красками на скипидаре, льняном масле и т.д. Наиболее важный момент всей работы - это придание отливке законченного вида, умелая окраска тела животного. Для этой цели очень важно использовать документальные фотографии, сделанные в цвете с натуры. Они очень помогают при нанесении общей цветовой гаммы и тонкой росписи. Лучше производить окраску слепка по живой натуре, сделав с нее цветные наброски всего животного или отдельных участков тела. Все это помогает "оживить" муляж. Естественно, что если роспись слепка будет произведена живописцем, имеющим опыт подобной работы, успех будет обеспечен (фото 33).
Фото. 33. Муляж полосатой макрели из стеклопластика.
Работа художника-таксидермиста
А. Стен, 1984 г. Австралия.
НазадОглавлениеДалее